Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и
Николая Григорьевича Столетовых

ПРОГРАММЫ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ИНФРАСТРУКТУРНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ РОСНАНО

Перспективы широкого освоения литых алюмоматричных нанокомпозитов в отечественной промышленности определяют необходимость разработки и реализации новой дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки для обеспечения развития кадрового потенциала профильных предприятий, задействованных в сфере производства продукции из наноструктурированных композиционных материалов. В мировой практике литые алюмоматричные композиты, в том числе наноструктурированные, постепенно становятся одним из наиболее востребованных материальных ресурсов стратегических высокотехнологичных отраслей промышленности, включая такие сферы, как нефтедобывающая и аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, транспортное машиностроение, судостроение и др.

Разработка и промышленное освоение технологических процессов производства алюмоматричных нанокомпозитов и отливок из них невозможны без специалистов, обладающих знаниями, умениями и практическим опытом в области синтеза литых наноструктурированных композиционных материалов, получения изделий из них и контроля их качества.

Для успешного решения обозначенной проблемы разработана программа дополнительного профессионального образования, предназначенная для обучения инженерного состава следующих направлений:

I. Инженеры-технологи – разработчики технологических процессов получения алюмоматричных нанокомпозитов жидкофазными методами и производства отливок из них специальными способами литья, включая разработчиков технологической документации по данному профилю.

II. Инженеры-исследователи – специалисты по контролю качества отливок из алюмоматричных нанокомпозитов, изучению структуры, определению механических и эксплуатационных свойств.

Разработанная программа ориентирована на профессиональную переподготовку специалистов для нужд других предприятий, реализующих проекты в области разработки, производства и применения литых алюмоматричных нанокомпозитов функционального назначения. Программа направлена на подготовку слушателей к профессиональной деятельности в области конструкторско-технологического обеспечения процесса производства изделий из литых алюмоматричных нанокомпозитов в качестве разработчиков технологических процессов получения алюмоматричных нанокомпозитов жидкофазными методами и производства отливок из них специальными способами литья, а также в области контроля качества изделий из литых алюмоматричных нанокомпозитов в качестве специалистов по контролю качества отливок из алюмоматричных нанокомпозитов, изучению структуры, определению механических и эксплуатационных свойств. Нормативный срок освоения программы составляет 472 часа по очной форме подготовки. Программа предусматривает возможность выбора обучающимися модулей для освоения.

Программа разработана ведущими учеными и преподавателями Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых при тесном взаимодействии со специалистами Института металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН, Московского института стали и сплавов, Московского политехнического университета и других организаций. Образовательная программа ориентирована на реализацию федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, а также концепции развития высокотехнологичного сектора промышленности, являющегося основой национальной безопасности России и реализации ее геополитических стратегий.

Основная цель обучения по программе – прошедший обучение и итоговую аттестацию должен быть готов к осуществлению трудовых функций в области литых алюмоматричных нанокомпозитов функционального назначения на основе изучения новейших мировых достижений в сфере материаловедения наноструктурированных композиционных материалов и освоения на практике технологических и аналитических решений, непосредственно связанных с текущими производственными задачами.

Разделы проектируемой образовательной программы рассматривают основные вопросы технологии производства отливок из алюмоматричных нанокомпозитов и контроля качества выпускаемой продукции:

  • технологические основы получения алюмоматричных нанокомпозитов жидкофазными методами, в том числе с применением внешних физических воздействий на композиционный расплав;
  • производство отливок из алюмоматричных нанокомпозитов специальными методами литья, включая литье в формы из холоднотвердеющих смесей, литье в кокиль, литье с кристаллизацией под давлением, центробежное литье;
  • применение компьютерных технологий при проектировании технологических процессов изготовления отливок из алюмоматричных нанокомпозитов;
  • современные методы исследования структурно-морфологических характеристик и основных свойств алюмоматричных нанокомпозитов;
  • контроль качества отливок из алюмоматричных нанокомпозитов.

В состав программы включен дистанционный модуль в формате электронного учебного курса, реализованного в соответствии с требованиями международного стандарта SCORM 2004. Разработанный модуль обладает интерактивностью, детально проработанным интерфейсом и возможностью самостоятельного использования. В основу модуля положен SCORM-совместимый образовательный контент, включая мультимедийные материалы, компьютерные модели, виртуальные практические работы и др. Пилотная реализация электронного модуля выполнена в тестовом экземпляре системы дистанционного обучения WebTutor (WebSoft, г. Москва). Использование современных дистанционных образовательных технологий при освоении модуля позволяет не только овладеть специализированными теоретическими знаниями, но и дистанционно обучиться практическим навыкам работы с современными программными продуктами, применяемыми при проектировании металлоизделий различной номенклатуры, изготавливаемых как из алюмоматричных нанокомпозитов, так и из других литейных материалов. Очевидным преимуществом такого подхода является то, что сотрудники заинтересованных предприятий могут пользоваться учебным модулем самостоятельно в режиме удаленного доступа, что сокращает затраты на профессиональную переподготовку. Программа профессионального модуля, реализованного в формате электронного учебного курса, также может быть использована автономно в форме самостоятельного информационно-образовательного продукта для краткосрочного повышения квалификации специалистов, работающих в области проектирования и производства литых изделий из различных металлических материалов функционального и конструкционного назначения. В этой связи модуль представляет интерес для технических вузов, оказывающих услуги в сфере дополнительного профессионального образования с применением технологий e-Learning.

Преподаватели и ученые, задействованные в реализации предлагаемой образовательной программы, имеют высокую профессиональную квалификацию и значительный научно-практический опыт в реализации образовательных проектов и широкомасштабных исследовательских работ в области теории и технологии получения наноструктурированных материалов, изучения их структуры и свойств. В учебном процессе, помимо чтения лекций, предусмотрено широкое использование активных и интерактивных форм: кейс-технологии, деловые и ролевые игры, практические задания и лабораторные работы (обсуждение отдельных разделов дисциплины, подготовка рефератов, выполнение индивидуальных заданий). Из современных образовательных технологий предусмотрены интерактивные занятия с применением мультимедийных технологий, встречи со специалистами-практиками, демонстрационные технологии (знакомство с высокотехнологичными процессами и специальным оборудованием с помощью обучающих фильмов). В условиях интерактивного взаимодействия преподавателей и слушателей предусмотрены дискуссии, разбор и обсуждение конкретных практико-ориентированных ситуаций (ситуационное моделирование), направленные на формирование основных профессиональных компетенций посредством решения практических проблем на основе опережающей теоретико-аналитической работы. Кроме того, для подготовки отдельных разделов образовательной программы и чтения лекций привлечены ведущие ученые и специалисты из внешних профильных высших учебных заведений и организаций в соответствии с тематической направленностью их профессиональной деятельности.

Оценка качества освоения программы включает текущий контроль и итоговую аттестацию. Текущий и промежуточный контроль проводится образовательным учреждением по результатам освоения программ междисциплинарных курсов общепрофессионального цикла и профессиональных модулей. Формы и условия проведения текущего и промежуточного контроля и итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой, и успешно прошедшие все оценочные процедуры, предусмотренные программами междисциплинарных курсов общепрофессионального цикла и профессиональных модулей. Аттестационной комиссией проводится оценка освоенных выпускниками профессиональных компетенций в соответствии с согласованными с работодателями критериями, утвержденными образовательным учреждением.

Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, образовательными учреждениями выдаются документы установленного образца.

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧ СТОЛЕТОВЫХ
600000, г.Владимир, ул.Горького, д.87
Телефон: (4922)477663, e-mail: ipkvlsu@mail.ru